Постоянный рост цен на дизельное топливо, а так же на новые автомобили в целом, приводит, рано или поздно, к необходимости пересмотреть структуру расходов компании, связанную с содержанием автопарка.
Сокращение затрат на топливо является необходимой и наиболее перспективной мерой уменьшения издержек – над этой задачей работают все производители грузовых автомобилей, и мы можем видеть прогресс: за 50 лет потребление грузовиками дизельного топлива сократилось в 2 – 2,5 раза. Повысилась экологичность дизельных двигателей, а так же их надёжность и срок службы.
Продолжением идеи экономии затрат на топливо стало использование двутопливных систем, когда часть дизельного топлива заменяется пропорциональным количеством газа – пропан-бутановой смеси (сжиженный природный газ, СНГ, LPG) или природным газом (метан, КПГ, CNG).
Идея двутопливной системы проста: уменьшить подачу в двигатель дизельного топлива и подавать другое горючее вещество, которое дешевле, чем дизель. Таким образом возникает экономия – мы тратим меньше дорогостоящего ресурса, и потребляем некоторое количество более дешёвого ресурса вместо него. В случае с двигателями, таким ресурсом является природный газ, т.к. его цена в 2-3 раза ниже дизтоплива, а характеристики позволяют использовать его в двигателях автомобилей.
Возникает проблема правильного определения соотношения дизельного топлива и газа для подачи в двигатель. Отсюда появляется характеристика двутопливной системы, называемая «коэффициент замещения», которая указывает, какой процент дизельного топлива нам удалось заменить на газ.
Этот коэффициент зависит от многих параметров: молекулярной массы топлива, теплоты сгорания, нагрузки на двигатель, давления во впускном коллекторе, температуре в выпускном коллекторе и т.д.
Газодизельные системы PRINS, предлагаемые нашей компанией, созданы с учётом анализа всех факторов, влияющих на эффективность работы двигателя. Оборудование настроено так, чтобы обеспечить адекватное замещение дизельного топлива природным газом (метаном), и при этом не допустить падения или роста мощности двигателя, тем самым не приводя к провалам крутящего момента или перегреву.
Для понимания экономии, нужно знать, на сколько снижается потребление дизельного топлива, и сколько метана потребляется вместо него. Точные цифры получить сложно, т.к. двигатель работает на разных оборотах, под разными нагрузками, поэтому мы рассчитаем абстрактную модель, но приближенную к реальным показателям:
Средний расход дизеля: 36 л./ 100 км. = 7 200 л./мес.
Цена дизельного топлива: 50 р/л. = 360 000 р./мес.
Плановый процент замещения дизеля метаном: 42%
Цена 1 м3 метана: 19,5 р.
Коэффициент замещения (1,2 м3 метана ≈ 1 литр дизеля): 1,2.
Получаем:
Расход дизеля: 20,88 л./ 100 км. = 4 176 л./мес.= 208 800 р./мес.
Расход метана:
1) Определяем объём дизельного топлива, вместо которого подаётся метан: 36 – 20,88 = 15.2 л. / 100 км.
2) Определяем объём метана, подаваемого вместо дизельного топлива: 15,2 × 1,2 = 18,24 м3 / 100 км.
Стоимость метана: 18,24 м3 × 19,5 р. = 355,68 р./ 100 км. = 71 136 р./мес.
Таким образом, стоимость 100 км. уменьшилась с 1 800 р. на дизеле (36 л. × 50 р.), до 1 400 р. (20,88 л. × 50 р. + 18,24 м3 × 19,5 р.) на двутопливной системе дизель+метан, что составляет 23% экономии затрат на топливо.
За месяц, при пробеге 20 000 км, затраты на топливо при использовании двутопливной системы составят ≈ 280 000 р., против 360 000 р. на дизеле. Экономия составила 80 000 р., которые можно инвестировать в содержание автопарка или зарплату водителей.
Кроме этого, программы субсидирования газомоторного топлива Газпрома позволяют получить:
- скидку на газ в размере 20%, что увеличит экономический эффект от перехода на двутопливную систему,
- субсидии на установку ГБО (размер субсидии зависит от объёма будущей выборки газа и определяется исходя из планируемого пробега).
* - В расчётах приведены средние значения стоимости дизельного топлива и метана, актуальные на август 2021 г, без учёта акций и скидок.
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев