Непрерывная холодильная цепь (НХЦ) ― совокупность оборудования и производственных процессов, предназначенных для сохранения скоропортящегося продукта (продовольствие, медикаменты и т. п.) в условиях низких температур на всём протяжении цикла от его производства (сбора) до потребления.
Устойчивость холодильной цепи определяется самым тёплым из её звеньев. В данное время таким звеном считается автомобильный транспорт. Но вероятность стать «тёплым звеном» есть так же и у поставщиков и операторов розничной торговли.
Каждая логистическая операция добавляет риск ухудшения качества продукции, но прежде чем мы рассмотрим способы снижения этого риска, давайте рассмотрим звенья непрерывной холодильной цепи и влияющие на её работу факторы.
1. Производитель. Производственные холодильники. Обеспечение требуемой температуры продукции.
Продукция, производимая на предприятиях, подвергается первичному охлаждению и заморозке. Этот процесс является наиболее энергоёмким, и предъявляет особые требования к мощности и производительности холодильного оборудования. В случае, если продукция не достигла нужной температуры, и уже была отгружена со склада производителя, возникает существенный риск порчи продукции (сокращения срока хранения) во время транспортировки, так как автомобильные рефрижераторы зачастую не обладают достаточной мощностью для первоначальной заморозки. Для перевозчика отсутствие предварительного охлаждения также является важным фактором, увеличивающим время работы холодильной установки и затраты энергии. Производитель/поставщик должен гарантировать, что все продукты, прежде чем они покинут склад, предварительно охлаждены до нужной температуры.
2. Перегрузочные (перевалочные) холодильники. Соблюдение условий хранения, графика погрузочно-разгрузочных работ.Предназначены для кратковременного хранения грузов при передаче их с одного вида транспорта на другой (например, с железнодорожного на автомобильный, или наоборот).
3. Распределительные холодильники. Соблюдение условий и сроков хранения.
Предназначены для создания и хранения резервных, текущих, сезонных и страховых запасов скоропортящегося сырья и готовой продукции. Обеспечивают потребности производства и равномерное снабжение населения в городах и промышленных центрах. Риск снижения срока годности товара из-за неправильных условий размещения/хранения.
4. Реализационные холодильники. Соблюдение товарного соседства, условий и срока хранения.
Устанавливаются в магазинах. Риск повреждения товаров в таких холодильниках минимален, т.к. они находятся под постоянным контролем обслуживающего персонала.
5. Холодильный транспорт. Обеспечение необходимых условий транспортировки.
Совокупность передвижных транспортных средств и стационарных сооружений, предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов. Он соединяет стационарные звенья непрерывной холодильной цепи, обеспечивая неизменность температуры при перемещении их от звена к звену.
Для водителя это означает проведение проверок, включая проверки рефрижераторной установки, достижение фактической температуры и достаточный запас топлива.
Также важно, чтобы водитель знал, какой груз он везёт. Это помогает не только обеспечивать установку и поддержание соответствующего температурного диапазона, но и проводить погрузку.
Что касается самого полуприцепа, его состояние может оказать непосредственное влияние на качество продукции. Вот почему следует поощрять водителей осматривать полуприцепы и выявлять утечки воздуха и конденсацию. Это поможет обнаружить любые потенциальные «нарушения теплового режима».
Также рекомендуется проводить оттайку через полчаса после загрузки, чтобы очистить змеевик испарителя в рефрижераторной установке и обеспечить тем самым максимальные характеристики охлаждения.
Особенности непрерывной холодильной цепи:
- необходимость обеспечения условий транспортировки грузов, близких к условиям хранения в стационарных холодильниках;
- необходимость обслуживания груза в пути;
- значительно большие, чем у других грузов, неравномерность, сезонность и дальность перевозок;
- односторонность перевозок и соответственно высокий коэффициент порожнего пробега изотермических транспортных модулей;
- высокая стоимость скоропортящихся грузов, изотермических транспортных и складских модулей и устройств обслуживания;
- высокие расходы на содержание и ремонт транспортных и складских модулей;
- возникновение естественной убыли скоропортящихся грузов в процессе доставки;
- ограниченные предельные сроки перевозки и хранения.
1. Упаковка должна обеспечивать надлежащий потока воздуха, как внутри (если требуется), так и вокруг груза.
2. Способ размещения продукции внутри транспортного средства должен обеспечивать правильный вентиляционный режим (подробнее см. статью "Правильный воздухообмен при рефрижераторных перевозках").
Отсутствие беспрепятственного обдува воздухом может быстро привести к:
- появлению "горячих точек" — мест, в которых формируются очаги теплового повреждения из-за недостаточного воздушного потока;
- работы короткими циклами — в случае, когда выпускаемый воздух не может перемещаться по всей длине полуприцепа, он быстро возвращается в испаритель, где термодатчик фиксирует его низкую температуру, что приводит к отключению ХОУ;
- замораживанию поверхностного слоя — когда продукты, расположенные слишком близко к выпускаемому из испарителя воздуху, портятся в результате замораживания.
Например, для замороженных продуктов требуется температура от –23 до –9 °C, тогда как для картофеля и помидоров — более высокая температура, от +5,5 до +12 °C. Поэтому логистические компании должны понимать, насколько чувствительны к температуре грузы, которые они перевозят.
4. Доставка: минимизация воздействия открывания дверей.
Наконец, последнее «соприкосновение» с продукцией — когда открывается дверь полуприцепа. В этом случае вовнутрь попадает тёплый воздух, что приводит к повышению внутренней температуры. Снизить влияние открытых дверей помогут полосовые завесы и силиконовые шторы. Также, необходимо выключать ХОУ во время открывания дверей (см. статью "Как подготовить рефрижератор к погрузке").
5. Контроль температуры груза во время перевозки. Обеспечивается терморегистраторами, подробнее о них см. в разделе "Терморегистратор TouchLog".
- Читайте также другие наши статьи, в которых мы даём ответ на часто задаваемые вопросы.
- Холодильные установки для автотранспорта.
- Аксессуары и дополнительное оборудование.
- Остались вопросы? Наши специалисты помогут вам по телефону: +7 (343) 343-05-08.
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев